• lerua merlen tovary

Торшер и декор

Торшер больше, чем  светильник

С точки зрения художника, у торшера много положительных свойств.
Во-первых, он может перемещать­ся в пространстве, моделируя вокруг маленького

Torshery Kastilioni

Торшер Кастилиони

солнца своей лампочки множество иных систем. Во-вторых, он максимально свободен: провод, привязывающий его к розетке, остав­ляет достаточно места для воображе­ния (впрочем, в некоторых последних моделях и провод удалось упразд­нить). В-третьих, торшер «вырастает» из горизонтальной плоскости, что де­лает его похожим на деревья, цветы, животных… Он не терпит тяжести и ба­нальностей, он пластичен и выразите­лен. А стоит лишь чуть-чуть пригля­деться чтобы обнаружить у торшера подозрительное сходство: он довольно твёрдо стоит пусть не на двух, но на одной ноге, имеет тело, иногда руки и суставы, и свою голову на плечах (по­рой не одну). И даже шляпу.
Среди торшеров есть свои знаме­нитости. Так, с 1954 года известен Акиле Кастилиони «ЛУМИНАТОР».

Акилле Кастильони – один из величайших мастеров современного дизайна. Кастильоне был одним из самых выдающихся проектировщиков за всю относительно недолгую, но бурную и насыщенную историю дизайна, он спроектировал ряд самых выразительных, практичных и красивых предметов современности, чем задал немало работы критикам, классификаторам и исследователям дизайна, так как его творчество, затрагивающее принципы модернизма, минимализма, классицизма и постмодернизма, отвергает любую из этих категорических классификаций, оставаясь сугубо индивидуальным и своеобразным.

Его по­серебрённая лампочка-отражатель, удлинённое чело-трубка и три ноги в основании даже сегодня удивляют жёсткостью и техничностью испол­нения. Как же он воспринимался 40 лет назад, до того, как обществен­ное сознание было нокаутировано «металлической» эстетикой космоса и скрупулёзной точностью высоких технологий? Или знаменитый «БАЛП» Инго Маурера, уж скоро полвека нахо­дящийся в Музее Современного Искусства США.

Этот светильник— просто гигантская электрическая лампочка, в точности повторяющая обыкновенную маленькую лампочку накаливания, светящуюся внутри. Тор­
шеру «РОЗОВЫЙ АНГЕЛ», придуман­ному дизайнером Филиппом Старком в 1994, прочат не менее слав­ное будущее, чем у «ЛУМИНАТОРА». «РОЗОВЫЙ АНГЕЛ» построен на соче­тании мягкого и жёсткого, тёплого и холодного и напоминает вкус чёрно­го кофе с обжигающе-холодным шариком сливочного мороженого. Он похож… Просто абажур торшера— плиссированная юбочка и школьную складочку—честно стоит на трёх длинных и изящных ногах. Вот и всё.

Торшер больше, чем кто-либо из светильников,

TORShER  iskustvo

ТОРШЕР как искуство

Может считать себя предметом искусства. И хотя его при­сутствие в  и интерьере совершенно не­обязательно, когда он есть, это радует глаз. Он как неожиданный собесед­ник разбавивший слитком тесную компанию после вечернего чая. Силуэт  торшера сообщает комнате настроение, подчеркивает декор в интерьере, которого раньше не хватало. Тени от его лампы, как последние штри­хи, ложатся в жёстких никелевых коридорах «хай-тека» или на мягкие складки неоклассической портьеры. «Правильный» торшер вспыхивает как неожиданность или как откровение. Он включается с паузой, с лёгким томлением души. Подобно тому, как театральный осветитель включает самую яркую лампочку рампы, чтобы возвестить о выходе актрисы, в которую он влюблён…
Современный торшер не впи­сывается в знаковую систему, опре­деляющую уровень достатка. Ведь сам по себе торшер не говорит ни о чём. Кроме того, что купивший его человек задумывается, какой свет у него в квартире.

Напольные светильники, силуэты которых выдают имена знаменитых—ФЛОС, АРТЕЛЮС, ИНГО МАУРЕР,—давно уже стали статус- символами. А это значит, что, когда господин Б, который что-то понима­ет в свете, видит интересный торшер у господина А, он начинает созна­вать. что А тоже что-то смыслит в светильниках и, быть может, им есть о чём поговорить…

ТЕ, КТО НЕ ТАКИЕ

Есть торшеры традиционные: с плафоном или абажуром. А есть тор­шеры совсем не такие. Например, зна­менитый «ИЛИОС» Инго Маурера просто «вырастает» из основания дву­мя тонкими усиками, между которы­ми «протянута» палочка со светящим­ся шаром. Лампочка без плафона и без абажура самостоятельно «работает» в скульптурной форме. За глаза этот торшер прозвали Камертоном—то ли за беззащитную немоту7 натянутых в никуда струн, то ли за точность ком­позиции и способность «настраивать» другие фрагменты интерьера на пра­вильную ноту’ без фальши.
У ФЛОС есть торшер «АРКО»: из мраморного куба, являющегося осно­ванием, торчит металлическая теле­скопическая удочка. Там. где она за­канчивается и где по идее должен быть абажур, красуется металлическая полусфера. Такая «техничная» конст­рукция может «жить» рядом со вполне
традиционной деревянной мебелью. Наверное, потому, что этот торшер не от мира сего. Он воспринимается как самоценный предмет. Скульптура.

Нарушителем всех правил и одно­временно состоявшимся конформи­стом выступает торшер «СТИЛОС» фирмы ФЛОС—по виду просто све­тящаяся колонна. Его конструкция подчёркнуто примитивна, но это компенсируется вариативностью освещения: у торшера может светить­ся только макушка, только основание или же всё вместе. При своей внеш­ней аскетичности, колонна способна «прижиться» в комнате, в коридоре, на балконе. Она может совершенно неожиданно осветить kvxhio. доба­вив к обычной чашке чая двадцать минут сладких грёз и мечтательного, как взбитые сливки, настроения.

 

Так же читатели рекомендуют следующие статьи!

see

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны

  • 14