• lerua merlen tovary

Дед мороз с рогами

Архангельск в вопросе происхождений Деда Мороза несет беспомощную пургу: «Границы Руси в древние времена охраняли  могучие богатыри. В северной

стороне нес дозор кровный брат Ильи Муромца — Никола.10Край его заставы проходил по берегу Белого моря. А подворье богатыря находилось наДвине, возле Малых Корел. Покойно жилось в те поры по берегам Двины, Онеги да Мезени. Оберегал их Никола пуще отца родного. Никакому обидчику не давал спуску поморский заступник. И зверю лесному, и птице было при нем вольготно.

То-то цвело все кругом, то-ли ликовало.

И за добро да за ласку люди прозвали Николу Угодником Великий Устюг взялся за дело серьезнее и привлек к делу сотрудницу местного крае ведческого музея кандидата исторических наук С.В. Жарникову, которая, видимо, и отвечает за научное обеспечение проекта. Она обнаружила у Деда индоевропейские корни, вписала его целиком в славянскую языческую традицию и подробно расписала, как наш персонаж должен выглядеть в соответствии с такой историей:

«Трехпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Трехпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита. Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звезды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом»
Великоустюжцы разработали и экскурсионные маршруты по Вологодчине. Текст экскурсий увязывает Деда и с индийскими божествами, и с местными православными святыми.

С одной стороны, образ Деда Мороза имеет глубочайшие исторические корни, уходящие в IV—III тысячелетия до нашей эры, и появился этот образ на Севере Восточной Европы, на территориях, расположенных между 58-70 градусами с. ш.

В этот регион входили и земли современного Великоустюг- ского района. В то время, по одной из современных научных версий, здесь жили индоевропейские племена». «Они говорили на одном для всех языке, любили свою землю и чтили своих богов, главным из которых был Варуна». С другой стороны, туристический маршрут продлагает посещение церкви Прокопия Праведного — святого, которого экскурсоводы тоже причисляют к прародителям Деда Мороза. Все это творчество вызвало негодование Православной церкви, увидевшей в нем пропаганду язычества: «Мы полагаем, что крайне опасно на роль воспитателя русской детворы приглашать такого Деда Мороза, историческим и духовно-нравственным архетипом которого является древнеиндийское языческое божество Варуна», — пишет протоиерей Ярослав Гнып.

Недоумение выразил и управляющий Вологодской епархией епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, считающий, что весь наряд Деда по-великоустюж ски — это сплошь древний магизм: «Это наиболее ярко видно в разделе о «символике костюма Деда Мороза». Например: «трехпалые перчатки», «стилизованные рога», «серебряные лунницы с колокольчиками», голова быка и т.д. Эту мысль подтверждает предложенная детям трактовка символики цвета и предметов одежды: «принадлежность к миру богов и предков», «символы высшего знания», «принадлежность к высшему божественному началу», «сакрального знания», «реинкарнации» и т.д.» Кстати, рога с шапки Деда все-таки убрали.

Так же читатели рекомендуют следующие статьи!

see

В закладки: постоянная ссылка.

Комментарии недоступны

  • 14